Производство пружин подвески
Как выбирать пружину подвески

Как выбирать пружину подвески

Как выбирать пружину подвески
Замену пружин подвески проводят при поломке или чрезмерной осадке одной из них или, когда все они "просели" от долгой работы.
Дефект одной автомобильной пружины легко определить по явному перекосу кузова.
Для выявления "проседания" пружин при эксплуатации некоторые изготовители автомобилей в руководствах по ремонту указывают соответствующие критерии. Например, минимально допустимое расстояние между чашками пружины или от балки моста (рычага подвески) до буфера сжатия.
Если таких указаний нет, можно на новом автомобиле после пробега 2-2,5 тыс. км измерить расстояние по вертикали от оси колеса до крыла. Когда оно уменьшится более чем на 20%, пружину заменяют. Это общее требование следует из ОСТа 37.001.027-90.
Внешний осмотр. Пружины в магазинах продают, как правило, без упаковки. Однако ее наличие и информация об изготовителе косвенно свидетельствуют о его надежности.
    * Маркировку на пружине (товарный знак предприятия-изготовителя, месяц и год выпуска, каталожный номер), вопреки ОСТу, российские изготовители наносят крайне редко. Но отметка о сортировке (фото 2 и 3) на группы (классы) есть практически всегда, и она должна быть одинаковой на обеих покупаемых пружинах. Если группы (классы) не отмечены или их маркировка не соответствует данным приводимой ниже таблицы, от покупки лучше воздержаться.
    * Качество поверхности прутка, влияющее на ресурс пружины, на заводах проверяют визуально (иногда с лупой с пятикратным увеличением) до окрашивания. Поэтому в магазине мелкие дефекты разглядеть не удастся. Но явные (крупные царапины, трещины, раковины) недопустимы. След от зажима (примятость, похожая на лыску) у торца одного из концевых витков не страшен.
    * Правильность формы можно проверить, перекатывая пружину по ровной поверхности, которой должны касаться все витки в любом ее положении. Если есть зазор более 1,5-2 мм хотя бы для одного витка (фото 4), лучше воздержаться от покупки такой пружины. Под нагрузкой дефект проявится сильнее, витки будут нагружены неравномерно, а долговечность пружины снизится примерно на 25-30%.
    * Полное число витков пружины сосчитать легко (фото 2). Допустимое отклонение по ОСТу — ±0,125 витка (или ±45°), если в таблице не указано иначе.

    * Торцы опорных витков должны быть перпендикулярны оси прутка и не иметь заусенцев. Выступание (фото 5) концов опорных витков за наружную цилиндрическую поверхность пружины не должно превышать нормы (см. таблицу). Заусенцы, чрезмерное выступание, а также утопание (фото 6) затруднят размещение пружины в опорной чашке.
    * Высоту пружины в свободном состоянии в производстве не контролируют. Даже годные пружины могут отличаться друг от друга на 6…8 мм. Тем не менее целесообразно сравнить выбранные пружины, поставив их рядом. Пружины с разницей по высоте более 10 мм или с заметной "на глаз" неравномерностью шага рабочих витков покупать не рекомендуется.
    * Диаметры прутка и пружины можно измерить микрометром и штангенциркулем соответственно. Но замеры будут неточными — профиль прутка при навивке слегка деформируется, а внутренний диаметр пружины придется мерить "наискосок" (фото 7). При измерении наружного диаметра необходимо учитывать диаметр прутка — это дополнительная погрешность. Кроме того, нужно сделать поправку на толщину слоя краски, а диаметры прутка проверить на всех витках в разных доступных положениях и определить среднее значение.

Сравнивая результаты измерений с данными таблицы, нужно учитывать: отклонение от номинала диаметра прутка больше чем на 0,2 мм, а внутреннего диаметра пружины на 1,5-2 мм — повод для сомнения в соответствии характеристик пружины заданным.

Использование пружин, не рекомендованных автозаводом, возможно только на свой страх и риск.

Установка пружин от машины иной модели или марки ни в коем случае не должна быть поводом для увеличения грузоподъемности автомобиля, так как его остальные узлы и агрегаты (кузов, тормоза, амортизаторы, направляющее устройство подвески) остаются прежними. Кроме того, применение слишком высоких пружин может сильно сократить ход колеса вниз. При движении незагруженной машины по неровной дороге будут ощущаться рывки, снизится плавность хода, возрастут нагрузки на кузов.

В последнее время для массовых российских автомобилей в продаже появляются пружины переменной жесткости. Информация об их параметрах и допустимости применения, как правило, отсутствует.

В любом случае после замены задних пружин нужно проверить работу регулятора тормозных сил, передних — углы установки колес.
12.02.2010

Возврат к списку